НЕОРЕАЛИЗМ

НЕОРЕАЛИЗМ
- неоднородное философское течение, возникшее на рубеже XIX-XX веков. Отправной пункт Н. был заложен в работах австр. философов Брентано и Мейнонга. Согласно их взглядам, то, что воспринимается и осознается человеком существует независимо от самих этих актов восприятия и осознания. В анализ этой независимой природы интенциональных объектов включились О. Краус, К. Штумпф и др., что оживило интерес к реалистической (в средневековом смысле) интерпретации предметов знания, которые понимались как "нейтральные" (не квалифицируемые в терминах традиционной субстанциональности) умопостигаемые сущности. Эти идеи не обрели большой популярности, но оказали влияние на формирование других течений, в частности феноменологии Гуссерля и критической онтологии Гартмана, в которых реалистические идеи играют значительную роль. В брит. философии зачинателем Н. был Мур, резко выступивший в начале века против берклианства и англ. абсолютного идеализма. Он обосновал реальность объекта познания и одновременно его непосредственную данность субъекту.

В США Н. возник в 1910, когда Р.Б. Перри, У.П. Монтегю, Э.В. Холт, У.Т. Марвин, Э.Г. Сполдинг и У.Б. Питкин обнародовали "Программу и первую платформу шести реалистов" ("The Program and Platform of Six Realists // Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1910. V. VII.). Спустя два года они представили свою концепцию в более систематизированном виде в кн.: "Новый реализм" (The New Realism. N.Y., 1912). В этих программных работах они выступили против характерного для различных видов идеализма, а также позитивизма и прагматизма сведения бытия к опыту субъекта. Одновременно они отрицали дуализм традиционных материалистических трактовок отношения субъекта и объекта и вытекающий из него психологизм в эпистемологии. Сам Н. исходит из тезиса о "имманентности независимого". Его онтологические принципы подкрепляются теорией познания, согласно которой средством постижения истины является акт непосредственного "схватывания" мыслью объекта в целом. На это средство опираются как научно-теоретическое, так и обыденное сознание. Они различаются лишь целевыми установками и предметными сферами. Концепция Н. была подвергнута критике представителями неопозитивизма и критического реализма, что сильно ослабило ее позиции. В 1931 возникла группа "религиозного реализма" (к ней примкнул Монтегю), но влияние ее было незначительным и непродолжительным. Новая попытка консолидировать неореалистическое движение выразилась в создании в конце 40-х годов в США Ассоциации реалистической философии, которая также просуществовала недолго. Ее члены издали кн. "Возвращение к разуму: очерки по реалистической философии" (The Return to Reason: Essays in Realistic Philosophy. Chicago, 1963), в которой приняли участие реалисты старшего и младшего поколений.

Наряду с отмеченными существовала форма Н., ориентирующаяся на космизм и эволюционистскую метафизику. В Великобритании она была представлена С. Александером и Ч.Д. Броудом, у которых плюралистическая онтология (субстанциональную основу бытия у них составляли пространственно-временные "точки-моменты") соединялась с теистическим вариантом эмерджентной эволюции. Свои построения они также пытались подкрепить концепциями современной науки, в частности теории относительности. Сходные черты присущи "философии процесса" Уайтхеда, Ч. Хартсхорна и близкого к ней "экспериментального реализма" А. Г. Джонсона, разработанного на базе процессуализма Уайтхеда.

Идеи Н. получили наибольшее распространение в англоязычных странах, однако это течение не выдерживало критики со стороны философов-аналитиков, которые обычно предпочитали более изощренные виды реализма или же придерживались инструменталистско-прагматических позиций.

A.M. Каримский

Хилл Т.Н. Современные теории познания. М., 1965; J.K. Feibleman. The Revival of Realism. Chapel Hill, 1946; R. Chisholm. Realism and the Background of Phenomenology. Glencoe, III., 1960; R. Harre. Varieties of Realism. Oxford, 1986; Neorealism and its Critics. N.Y., 1986.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "НЕОРЕАЛИЗМ" в других словарях:

  • неореализм — неореализм …   Орфографический словарь-справочник

  • НЕОРЕАЛИЗМ — течение в англо американской философии, возникшее на рубеже 20 в., для которого характерно признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту. Н. явился реакцией на абсолютный идеализм… …   Философская энциклопедия

  • Неореализм — (англ. new «новый» и англ. realism «реализм»): Неореализм (изобразительное искусство) Неореализм (кинематограф) Итальянский неореализм Индийский неореализм Неореализм (литература) Неореализм (политология) Неореализм (философия) См.… …   Википедия

  • НЕОРЕАЛИЗМ — (от греч. neos новый и позднелат. reales вещественный), мощное идейно художественное направление, в итальянской культуре, преимущественно в кинематографе, с окончания Второй мировой войны, в первые послевоенные годы. Был вызван к жизни… …   Энциклопедия кино

  • НЕОРЕАЛИЗМ — 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40 х сер. 50 х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест фильм Рим открытый город… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НЕОРЕАЛИЗМ — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных …   Современная энциклопедия

  • НЕОРЕАЛИЗМ — направление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Выдвинул положение о непосредственной данности познаваемой вещи в …   Большой Энциклопедический словарь

  • Неореализм —         направление в итальянской живописи и графике середины 1940 х середины 50 х гг. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, литературе и театре. Основные предпосылки сложения неореализма в итальянской… …   Художественная энциклопедия

  • неореализм — а, м. néo réalisme m. Художественная тенденция в живописи в духе реалиста Курбе. Реализм был густая, полновесная и тяжелая живопись масляными красками. Нео реализм хочется сравнить с акварелью, из под которой сквозит лирический фон души. Волошин… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • неореализм — неореализм. Произносится [нэореализм] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Неореализм — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»